При взгляде на шину, если это, конечно, не первый раз, водитель не обращает внимания на такой важный показатель, как индекс скорости – ему больше интересны размерность и максимальная нагрузка на шину. Другие же показатели, выгравированные на покрышке – игнорируются.
Такая невнимательность угрожает безопасности движения, поэтому стоит принимать во внимание всю информацию, указанную изготовителем. Одна из характеристик, что незаслуженно не принимается во внимание многими водителями – индекс скорости – он же ИС, он же SI (Speed Index).
Расшифровка индекса скорости
Индекс скорости – часть индекса нагрузки, выгравирован на шине после её размерности — ширины, высоты профиля и радиуса диска. Записывается как некоторая латинская буква после натурального числа (например, 105H).
Означает нормированный изготовителем скоростной режим, в пределах которого допускается использование шины. Соблюдение этого режима водителем гарантирует безопасность движения и долгий срок службы шины.
Износ покрышки при больших скоростях неизбежен – на резину всегда действует центробежная сила, а на пятно контакта давит масса автомобиля с пассажирами и грузом.
Стоит также заметить, что показатели индексов скорости и нагрузки обратнозависимые – чем меньше мы нагружаем автомобиль, тем большую скорость могут выдержать покрышки.
Если принять во внимание реальную ситуацию с состоянием дорожного полотна и его качеством, то лучше развивать максимальное ускорение не более 80-85% от заявленной производителем.
Важно заметить, что отсутствие индекса скорости означает максимально допустимую скорость менее 110 километров в час, но такое возможно в других странах – продажа шин без маркеров по ГОСТ попала под запрет.
Каждая буква говорит о своей максимально допустимой скорости. В нижеследующем списке указаны 7 наиболее популярных индексов скорости для владельцев легковых машин и мотоциклов. Указаны две системы измерения скорости.
- Буква L
- Не более 120 километров в час или 74,58 мили в час
- Буква М
- Не более 130 километров в час или 81,22 мили в час
- Буква N
- Не более 140 километров в час или 87,58 мили в час
- Буква P
- Не более 150 километров в час или 93,28 мили в час
- Буква Q
- Не более 160 километров в час или 100,58 миль в час
- Буква R
- Не более 170 километров в час или 107,28 мили в час
- Буква S
- Не более 180 километров в час или 112,8 мили в час
- Буква T
- Не более 190 километров в час или 116,3 мили в час
- Буква U
- Не более 200 километров в час или 121 мили в час
- Буква H
- Не более 210 километров в час или 125 миль в час
Существуют также индексы для высокоскоростных мотоциклов и машин премиум-класса. Их предписание позволяет спокойно двигаться с большей скоростью, как в нижеследующем списке. Указаны индекс скорости и соответствующая ему номинальная скорость
- Буквы V или VB (встречается на моторезине для сильно нагруженных мотоциклов)
- Более 240 километров в час или 149 мили в час
- Буквы V или VR и буква W
- Более 270 километров в час или 168 миль в час
- Буквы ZR или Y
- Более 300 километров в час или 194 мили в час
Где находится индекс скорости
Как было сказано ранее, индекс находится после размерности шины справа. Важно заметить, что весь порядок маркировок на резине строго определён нормативами (в России регламент маркировки является ГОСТ 4754-97), и важный маркер всегда будет на одном и том же месте у каждого производителя шин.
Размерность же всегда указывается между моделью шины и надписями «Reinforced» — усиленная или «eXtra Load» — максимальная перегрузка, если они есть.
Самые популярные индексы скоростей у автовладельцев
Можно выделить 35 видов индекса скорости – от А1, где максимальная скорость 5 километров в час и ZR(Y), где максимум – 300 и более.
Среди производителей легковых машин, чей индекс нагрузки не превышает 95, а диаметр обода равен 13, 14, наиболее популярными долгое время остаются маркеры H (210 километров в час), T (190 километров в час), V (240 километров в час), Y (300 километров в час).
Но автовладельцы экономят на шинах и выбирают резину с более низким показателем скоростной устойчивости – например, R с допустимой скоростью 170 километров в час или S со 180. Стоит ли переплачивать – вопрос покупателя.
Если водить по правилам дорожного движения и соблюдать установленные ограничения, то можно обойтись маркером T. Нет смысла переплачивать за шины для болида Формулы-1, если придётся ездить на Оке.
С большей допустимой грузоподъёмностью понижается максимальная скорость, и у грузовых машин и автобусов большой вместимости выбор представлен маркерами от Е до N, то есть от 70 километров в час до 140.
Разный индекс скорости на колёсах одной оси
Ответить на вопрос «Можно ли ставить покрышки с разным SI на одну ось» однозначно — сложно. В любом случае стоит руководствоваться простой логикой: на одну ось одна и та же максимальная скорость.
Если такая логика вовсе не применима к вашему случаю – надо прислушаться к мнению производителей, автомобилистов и автомехаников.
Ответ на этот вопрос будет звучать так: «Установка на одну ось шин с разным индексом не рекомендуется, но возможна установка разных по показателям скорости и одинаковым рисунком шин на заднюю и ведущую оси».
Крупные производители не называют «нормой» использования резины с разным ИС на одной оси, и в условиях эксплуатации это не прописано. Но не назвать нормой – не значит запрещать, следовательно, у производителей нет единого и чёткого мнения – можно или нельзя.
Если пользоваться опытом водителей, то можно. Не стоит отрицать, что устанавливают разнопрофильную резину многие водители и каких-то нареканий к качеству поездки и сроку службы шин у них нет. Но такое отношение к безопасности можно назвать совсем пренебрежительным.
Индекс скорости зимних шин
Скоростные ограничения покрышки связаны с её типом – всесезонная, летняя или зимняя. И нет однозначного ответа вопрос «какой должен быть SI у зимних шин» — всё зависит от условий эксплуатации.
Если большую часть зимы машина ездит по улицам мегаполиса,—чистым и ровным, изредка покрывающимся тонким слоем льда, то подойдут «европейские» шины с теми же показателями, что и летние.
Подгонка шин с неверным указателем скорости
Бывает, что шины с неким указателем скорости не соответствуют реальным ограничениям. Крайне не рекомендуется устанавливать в качестве летних покрышек, чей маркер не соответствует действительности и ниже заявленных характеристик.
В случае с зимой использование разрешается с некоторыми оговорками, – в это время года средняя скорость езды падает чуть ли не наполовину. Не будет ничего страшного, если вы закрепите шины с заниженным показателем индекса скорости в оба сезона – как летом, так и зимой.
Установка шин с более высоким показателем маркера
Иногда можно себе позволить крепление на автомобиль покрышек, чей маркер скорости выше заявленных характеристик.
Такой выбор аргументируется стилем езды и погодными условиями – например, ездой против сильного ветра, более плавным вхождением в крутые повороты и увеличенной «послушностью» машины – она будет точнее реагировать на каждое движение рулевого колеса. Движение становится стабильным и спокойным и создаёт ощущение езды на спорткаре.
Установка шин с более низким показателем маркера
Такое решение не принесёт столько преимуществ, сколько принесла бы установка шин с более высоким индексом скорости.
Установка покрышек с SI обречёт водителя на сплошные муки и совсем удивительные сюрпризы: «непослушание» машины рулевому колесу, нестабильный тормозной путь, который будет меняться из раза в раз, пониженное сцепление с дорогой.
Вождение становится опасным для жизни и поэтому настоятельно не рекомендуется устанавливать шины с показателями ниже, чем требуют производители машин.
А какие преимущества? Экономичность и меньшее сопротивление качению. Но скупой платит дважды, и стоит подумать – нужна ли такая экономия, ставящая жизнь под угрозу.
Такие ограничения применяются только к летней резине, в случае с зимней всё иначе – установка допустима, законна и никак не сказывается на вождении.
Что означают индексы скорости VR и ZR
Это маркеры высокоскоростных шин. Буква V по таблице 1 означает безопасную скорость не более 149 миль в час, что соответствует примерно 240 километрам в час и выше. Буква R означает радиальное строение шины – сейчас таких на рынке чуть меньше, чем все.
А ZR — это маркер скорости, устанавливающий ограничение не более 300 километров в час. Он также означает что это покрышка с усиленным двойным кордом.
Соответственно, ее эксплуатационные характеристики и качества выше обычной. Основное отличие этих индексов от других – указание скорости, свыше которой можно спокойно ездить, а не до.
Вопросы читателей
Пынцереску Александр, 22 года (Кишинёв, Молдавия)
Вопрос: Здравствуйте. Показатели ограничения скорости для мотоциклов соответствуют маркировке шин четырёхколесного транспорта. Есть ли какие-то особенности?
Ответ: Практически не имеется. Может, конечно встретиться, маркер W. Он указывает на безопасную скорость более 270 километров в час. Если вдруг встретили обозначение, которое вам неизвестно – можно найти его в интернете на мото- и автофорумах.
Евсеев Артём, 31 год (с. Власово, Россия)
Вопрос: Доброго времени суток! Какие есть особенности у маркировки по скорости у грузового транспорта?
Ответ: У грузового транспорта и многоместных машин, например, троллейбусов или автобусов, зависимость больше от индекса нагрузки на шину. Но сейчас не об этом. У транспорта, который предназначен для больших грузов выбор максимальный скорости уже и скуднее – от G (80) до M (130).
Это обусловлено простейшими законами физики и мощностью двигателя, который не всегда позволяет развить скорость больше 100 километров в час. Исключение могут составить только магистральные автобусы для дальних направлений, которым нужно двигаться по оживлённым трассам в темпе.