Маркировка шин автомобиля. Расшифровка, обозначения и требования в 2021 году.

Подбор резины для машины – это настоящее испытание даже для опытных автолюбителей. А новички зачастую совершают досадные ошибки, которые приводят к неприятным ситуациям на дороге и дополнительным расходам. И причина тому – многочисленные элементы маркировки, остающиеся непонятными подавляющему большинству владельцев машин. А значит часто повторяющийся на форумах вопрос «Как расшифровать маркировку шин?» не теряет своей актуальности.

маркировка шин

style="display:block" data-ad-client="ca-pub-5030062187285134" data-ad-slot="9419911058" data-ad-format="auto" data-full-width-responsive="true">

С чего начинать: основные моменты

Выбор резины для легковых автомобилей стоит начинать с изучения руководства к ТС. В нем дана полная и подробная информация о том, какой тип из стандартной маркировки размеров рекомендует производитель для покупки шин. При этом завод-изготовитель дает несколько вариантов на выбор в зависимости от следующих параметров:

  • материал, из которого изготовлены диски;
  • сезон;
  • мощность и модификация мотора.

Рассмотрев перечисленные характеристики, владелец автомобиля сможет определиться с оптимально подходящей для него резиной даже без понимания значения нанесенных на нее знаков и цифровых комбинаций. Но нужно учитывать, что завод допускает установку шин с другими маркировками. Поэтому многие автомобилисты предпочитают брать за основу типоразмер. А значит маркировка шин все же важна, как и ее расшифровка для легковых и грузовых ТС.

Под термином «типоразмер» понимается маркировка шин, нанесенная на боковую сторону резины. Расшифровка идентична для всех легковых автомобилей, поэтому затруднений обычно не вызывает даже у новичков.

Предположим, что маркировка шин выглядит следующим образом – 185/65 R15. Что означает подобная маркировка на шинах? Разбирать элементы кодировки нужно в отдельности:

маркировка шины автомобиля

  • первая цифра 185 – это ширина покрышки, измеряющаяся в мм;
  • вторая цифра 65 – профиль.

Если разбирать понятие «профиль» подробно, то нужно указать на то, что величина измеряется в процентах. По сути, это соотношение профиля к ширине. И в данном конкретном случае оно составляет 65%. Чем выше этот показатель, тем выше будет резина.

Случается, что маркировка шин показывает одинаковую ширину, но разный профиль. И здесь нужно ориентироваться по руководству. Допускать превышений технических характеристик, которые указаны в нем, недопустимо. Ведь несоблюдение правил приведет к невозможности эксплуатировать техническое средство.

Букву R многие ошибочно принимают за указание радиуса. Но на самом деле этот элемент отражает радиальную конструкцию покрышки. Ранее производители использовали диагональный вариант, обозначающийся буквой D. Но сейчас выпуск шин с подобной маркировкой не ведется. Они считаются устаревшими.

Последняя цифра в типоразмере, согласно правилам маркировки шин, показывает диаметр диска. Он измеряется в дюймах. Например, можно встретить такую маркировку колес (шин) — R14. Владелец авто должен понимать, что 14 дюймов – это:

  • внутренний размер шин;
  • наружный размер диска. 

маркировка на колесах шинах

Таким же образом нужно расшифровывать, если маркировка шин стоит как R16 и выше.

Но перечисленные цифры – далеко не единственные на резине. Обычно за уже перечисленными элементами ставятся и другие комбинации из цифр и букв латинского алфавита. Например, маркировка шин обозначается следующей комбинацией — 195/65 R15 94Н. Следующий за диаметром элемент кода является показателем допустимой нагрузки на одно колесо. Причем сама цифра напрямую не обозначает килограммы, а является индексом.

Код маркировки шин 94 означает, что покрышка выдерживает до 670 килограммов. Для всего авто максимальный вес высчитывается путем определения нагрузки на четыре колеса.

Подобная маркировка шин и ее расшифровка для легковых автомобилей не играет решающего значения. Завод изготовитель обычно указывает параметры с некоторым запасом, поэтому превысить показатель крайне сложно. А вот с грузовыми ТС нужно быть очень внимательными. И предварительно ознакомиться с тем, какая заводская маркировка шин соответствует их потребностям.

Производители рекомендуют эксплуатировать транспорт с нагрузкой в 70-80% от указанных критических величин. Несоблюдение этого правила приводит к тому, что резина изнашивается гораздо быстрее установленного брендом срока. К тому же подобное нарушение увеличивает риск взрыва покрышки. Такие ситуации способны привести к смертельному исходу.

Следующая буква латинского алфавита является индексом скорости. Каждой из 17 взятых за основу букв соответствует определенный скоростной режим.

Причем это – максимальный предел. Производитель рекомендует эксплуатировать ТС в таком режиме не более нескольких часов и гарантирует нормальную работу резины только в течение этого времени.

Таблица маркировки скоростного режима эксплуатации шин приведена ниже.

Обозначение (в алфавитном порядке) J K L M N P Q R S T U H V VR W Y ZR
Скорость (в км/ч) 100 110 120 130 140 150 160 170 180 190 200 210 240 Менее 210 270 300 Менее 240

шины маркировка заводов

Исходя из всего сказанного выше, можно сказать, что увидев маркировку шин 205/55 R15 94Н, водитель должен «прочитать» следующее:

  • ширина 205 мм;
  • профиль 55%;
  • радиальная конструкция;
  • диаметр 15 (эта маркировка шин указывается в дюймах);
  • предельная нагрузка на одно колесо 670 килограммов;
  • максимальная скорость 210 километров в час.

Но маркировка шин и расшифровка их обозначений перечисленными параметрами не ограничивается.

Материал по теме  Поверить в мечту

Сезонные обозначения

Важно знать, что для маркировки автомобильных шин применяется единая система. Поэтому вне зависимости от производителя расшифровка типовых элементов будет одинаковой.

Массу волнений автовладельцам приносит выбор резины по сезону. Тем более, что маркировка зимних шин имеет несколько вариаций и определиться с нужным крайне сложно. До 90% покупателей уверены, что такая маркировка шин как M+S характеризует зимний сезон. Они не во всем правы, но и не во всем ошибаются. Ведь типичная маркировка шин «м + s» не так проста.

обозначение маркировки шин

В первую очередь нужно знать, что указанные буквы – это сокращения от английских слов «грязь и снег». То есть, в условиях, когда на дорогах лежит снег, слякотно и грязно, покрышки покажут себя превосходно.

. На языке специалистов это значит, что:

  • резина мягкая и не встанет колом;
  • исключено такое неприятное явление как аквапланирование;
  • повышен уровень сопротивления качению.

Согласно правилам маркировки шин, подобное изделие вполне может быть использовано в зимних условиях. Но в условиях европейской зимы.

Так как разрабатывалось это обозначение именно европейскими брендами, настроенными в холодный период вести борьбу на дорогах в основном со слякотью, грязью и кашей из снега. И до температуры в минус семь по Цельсию. В российских реалиях подобные условия создаются в межсезонье, поэтому рисковать и использовать такую резину в мороз не стоит.

Не все знают, что маркировка шин буквами М и S может быть обманкой. Это возможно за счет того, что сочетание символов не является зарегистрированным товарным знаком. А значит и законом его размещение не регламентируется, чем пользуются мелкие компании – они ставят символы без технических оснований на это. Подобная резина может подвести даже в межсезонье.

Зимняя маркировка автомобильных колес выглядит как обозначение горы со снежинкой. Некоторые бренды ставят ее после символов М и S, но это не должно смущать водителей.

Если на резине проставлена снежинка, то она однозначно подходит для суровой зимы и выделяется следующими характеристиками:

  • хорошее поведение на обледенелых и заснеженных трассах;
  • преодоление допустимого порога индекса сцепления на снегу;
  • сохранение своих свойств при температурах ниже -40 по Цельсию

маркировка легковых шин

Шипованные покрышки дополнительно помечаются буквенными обозначениями. Они отражают форму шипа и материал, из которого он изготовлен:

  • AD – использование алюминия;
  • SD – наличие твердосплавного сердечника;
  • DD – комбинация сердечника прямоугольной формы и алмазных граней;
  • OD – сердечник овальной формы;
  • MD – пластик в качестве основного материала + сердечник из твердых сплавов.

Некоторые автовладельцы предпочитают ездить на «всесезонке».

Маркировка всесезонных шин имеет несколько вариаций – AS, AGT, AW. Все эти аббревиатуры обозначают резину, которую можно использовать круглый год. Но все же не стоит забывать, что для активной каждодневной эксплуатации «всесезонка» не подходит.

В летнюю жару она быстро изнашивается и теряет жесткость. А зимой при пересечении нулевых температур теряет эластичность и сцепление с дорожным покрытием. Поэтому приобретать такие покрышки можно тем, кто выезжает изредка и не проводит за рулем более 2-3 часов 1-2 раза в неделю.

При выборе летнего комплекта водителям рекомендуется обращать внимание на следующие надписи:

  • Aquatred;
  • Aquacontact;
  • Rain;
  • Water;
  • Aqua.

Или изображение зонтика. Перечисленные слова и картинка означают, что колеса хорошо отводят воду и не теряют сцепления с дорогой во время серьезных ливней.

маркировка автомобильных шин

Стоит учитывать, что ряд брендов обозначают сезонность только инфографикой. Они ставят снежинку на зимних вариантах, солнце на летних и несколько изображений сразу для «всесезонки».

Дополнительные элементы маркировки шин автомобиля: перечень и расшифровка

Каждая покрышка проходит через проверку на качество. Это отражается кодом с буквой «Е». К нему добавляются цифры, означающее страну, по чьим стандартам была проведена проверка. Например, Е8 – это Чехия, а Е37 – Турция. Традиционно на резине эта информация проставляется в кружочке.

Согласно последним законодательным изменениям, резина не может использоваться по назначению через пять лет после выпуска. В этот срок она сохраняет все свои характеристики и свойства, позже производитель не может гарантировать безопасной езды. Поэтому дату производства перед покупкой нужно обязательно проверять. Завод-изготовитель указывает ее на боковой поверхности. Традиционна она выглядит как 4 цифры в овале.

Расшифровываются они парами:

  • первая группа – порядковый номер недели года;
  • последняя – год выпуска.

Например, на резине пробиты цифры – 2116. Это значит, что изделие было выпущено на 21 неделе (в начале лета) 2016 года. И использовать колеса можно до 2021 года.

маркировка шин легковых автомобилей

Часто изготовитель в виде кода:

  • указывает конструкционные особенности;
  • ставит индикатор износа.

Первая характеристика представляет собой перечисление:

  • материалов;
  • слоев.

Материалы не зашифровываются и пишутся в строку с указанием возле каждого названия цифры. Она означает число слоев.

Индикатор размещается со следующими особенностями:

  • вблизи надписи TWID;
  • на дне бороздки.

Часто найти индикатор помогает специальный указатель – стрелочка.

система маркировки шин

Многие крупные производители, заботящиеся о дополнительной защите своих изделий, разрабатывают собственные технологии, повышающие устойчивость к проколам, порезам и царапинам. Такие защитные опции отображаются по-разному:

  • RFT;
  • SSR;
  • EMT и не только.

Причем здесь для маркировки шин применяется уникальный для каждого бренда набор символов — единая система эту сферу не регламентирует. Наличие знака особенной прочности может трактоваться как возможность передвигаться на расстояние до 150 километров при средней скорости в 80 километров в час даже при полной потере давления.

Большой интерес у потребителя вызывают 2 идентичных обозначения:

  • XL;
  • Extra Load.

Традиционно эти надписи размещают после типоразмера. На самом деле они идентичны друг другу и означают, что резина имеет усиленный характер. А именно – ее способность выносить нагрузки на 3 единицы выше стандартных в этой категории.

Также существуют следующие метки:

  • Left/Right – четко определяет, на какую сторону можно надевать резину;
  • Rotation + стрелка – направление вращения;
  • Steel – ставится только на изделиях, имеющих металлический корд (в остальных случаях используется текстильный вариант);
  • Green X – современные «зеленые» покрышки, которые за счет минимального сопротивления качению снижают выброс углекислого газа в атмосферу.

Последняя характеристика особенно востребована в ЕС.

Цветные значки

Не все, но многие бренды используют цветные геометрические фигуры, с помощью которых зашифровывают разную полезную информацию.

Желтый знак бывает:

  • круглым;
  • треугольным.

Им метится самое легкое место на изделии. Сами автовладельцы не видят в нем особой информативности, но мастера при монтаже сводят желтый значок с самой тяжелой точкой диска, что улучшает балансировку. Но важно это только для новых покрышек. Для резина б/у обозначение теряет свою актуальность.

Красный круг ставится на заводе и сохраняется обычно на тех покрышках, которые сразу идут на комплектацию автомобилей. Они указывают на то место, где воедино сливаются разные слои материала, что выражается в несколько неоднородной структуре. В максимальной точке и появится красная метка.

Среди знаков можно встретить и белый круг с цифрами внутри. Цифровая комбинация соответствует личному коду ответственного лица, которое проводит итоговую инспекцию изделия и выпускает его из цеха. Подобный контроль качества свидетельствует о серьезном отношении компании к своим потребителям.

маркировка диаметров шин

Цветные полосы часто кажутся автовладельцам информативными. Но на самом деле линии разных оттенков ставятся с одной целью – пометить изделия с одинаковыми типоразмером и модельным рядом. Так работникам складов удобнее опознавать резину с идентичными характеристиками.

для маркировки автомобильных шин применяется

Американская система

Компании из США помечают свои изделия иначе, чем европейские.

Для них актуальны 2 вида маркировочных систем:

  • дополненная европейская;
  • аутентичная.

Первая встречается очень редко и базируется на привычной европейской с небольшим дополнением – указанием различий по назначению. Нужный знак располагается перед типоразмером. Всего буквенных комбинаций пять.

Материал по теме  Топ 20 лучших автосалонов в Москве по продаже новых и подержанных авто на 2021 год
Обозначение P LT ST LRO T
Passenger Light Truck Special Trailer Low Platform Trailer Temporary
Предназначение Для легкового транспорта Подходит для фургонов и небольших грузовых машин Прицеп Прицепы с пониженной платформой Временная замена

Вторая система на первый взгляд сложнее. Но эксперты и опытные водители утверждают, что она более логичная и информативная. В комбинации используются три вида цифровых знаков и одно буквенное обозначение. Расшифровывать их нужно следующим образом:

  • 1 число – внешний d;
  • 2 число – ширина;
  • буква – конструкция;
  • 3 число – внутренний d.

Все размеры даны в дюймах, но читать такую маркировку легко. Предположим, что покупатель увидел на изделии — 31×10,5 R15. Это значит, что:

  • внешний диаметр составит 31;
  • ширина резины – 10,5;
  • радиальный тип;
  • внутренний d – 15.

для маркировки автомобильных шин применяется единаяДополнительно бренды из США указывают температурный режим. Он имеет 3 градации:

  • A;
  • B;
  • C.

Самой надежной и практичной является покрышка с первой пометкой из списка. Она означает, что резина не теряет своих свойств даже при эксплуатации в экстремально высоких температурах.

Аналогично измеряется и обозначается индекс торможения.

Если покупатель видит букву А, то может быть уверен в превосходном сцеплении с мокрой или обледенелой трассой.

Также американцы проставляют и метку, отражающую возможный пробег. Он измеряется в цифрах от 100. Сотня принята за начальную величину — 48 тыс. км. Меньший пробег на покрышках компаний из США не встречается, так как это не отвечает стандартам качества.

Обязательная маркировка шин: краткая информационная справка

Правительство долгое время пыталось избавить рынок автомобильной резины от некачественного товара. И в итоге была разработана программа по маркировке шин, законодательная основу под которую приняли с апреля 2018 года. С 2019 года был введен поэтапный план осуществления проекта.

Суть системы: нюансы работы и расшифровки

Для реализации проекта была разработана особая система «Честный знак». Через нее проводится маркировка шин и расшифровка кодов. Для работы компании должны иметь электронную подпись и установить необходимое ПО. Далее руководитель должен пройти регистрацию в системе мониторинга и только после этого он получит доступ к действиям через «Честный знак».

для маркировки шин применяется единая система

Суть системы сводится к обязательной маркировке шин уникальной кодовой комбинацией Data Matrix. Благодаря коду, потребитель всегда может получить обширный информационный массив:

  • об изделии;
  • о производителе;
  • ключевые характеристики товара;
  • дата эмиссии;
  • дата ввода в оборот.

Подделать код нельзя — защита данных имеет исключительно высокий уровень. Такой подход к безопасности не позволяет и скопировать Data Matrix. Но при этом он очень читабелен для специализированных устройств. Даже если они сбоят или имеют повреждения код все равно считается.

Заинтересованные лица используют разные устройства для работы с кодами:

  1. Покупатели загружают приложение «Честный знак» и совершают все манипуляции через него. Им достаточно отсканировать знак и на экране смартфона появится информация о наличии или отсутствии данных о товаре в базе. Если закон соблюден и сведения занесены в систему, потребители могут их открыть.
  2. Продавцы иначе контактируют с кодами. Они обязаны каждую единицу товара провести через 2D-сканер. Только после этого можно ставить изделия на реализацию.

Криптокод содержит более 80 буквенно-цифровых символов. Самая важная информация в двумерной метке:

  • уникальный товарный код;
  • серийный номер (он индивидуален);
  • проверочный ключ;
  • проверочный код.

Data Matrix не может наноситься на само изделие. Для работы в «Честном знаке» в соответствии с законом необходимо будет печатать этикетки с кодом и затем размещать их на изделии. Предполагается, что наклейки будут располагаться на боковой части покрышки.

Некоторые компании опасаются, что не смогут решить все вопросы маркировки шин до конца 2020 года. И это вполне объяснимо, ведь практически все фирмы уже давно автоматизировали многие рабочие процессы и не знают, как интегрировать в нее новые программно-аппаратные комплексы, предназначенные для маркировки шин. Фирма «1С» проводит сертификацию на совместимость программных продуктов. Также специалисты компании вносят необходимые коррективы для того, чтобы выполнить предписанные поправками изменения в законодательной системе.

Этапы реализации проекта

Маркировка шин с начала 2020 года являлась добровольной. В предыдущем году процесс был запущен в качестве эксперимента с целью выявления слабых мест, нуждающихся в доработке.

Программа по маркировке шин в текущий момент входит в свою финальную стадию. С 1 ноября 2020 введен ряд запретов:

  • производство резины без маркировок;
  • импорт шин без кода;
  • реализация подобного товара субъектами, работающими напрямую с поставщиками.

С 1 ноября 2020 в наиболее выгодном положении оказались те участники товарооборота, которые вступили в программу на добровольной основе. Можно сказать, что маркировка шин стала обязательной уже с ноября, хотя некоторое время на решение вопросов у предпринимателей еще есть.

Он ограничен очередным этапом реализации программы. До 15.12.2020 субъекты товарооборота должны провести маркировку шин, заказанных ранее ноября 2020. При этом поставщики могут отправить их уже в декабре. Определяющим фактором является именно дата заказа продукции.

С 15 декабря реализовывать покрышки без специальных кодов запрещено. Также запрет накладывается на любые действия, связанные с выводом их из оборота. То есть, ЮЛ, не успевшие провести все необходимые манипуляции, лишаются шанса реализовать товар.

Следующий этап назначен на 01.03.2021. До этой даты должна быть проведена маркировка остатков шин, оставшихся на складах и не проданных до 15.12.2020. После 1 марта вся информация об обороте товаров в этом сегменте должна проходить только через «Честный знак».

для маркировки автомобильных шин применяется единая система

Просто о важном: рекомендации экспертов

Знать все обозначения автомобильных компаний потребитель не может. Это связано с тем, что многие компании вводят свою символику, отражающую дополнительные опции, которых нет у других брендов. Поэтому если перед покупкой комплекта на машину возникают какие-то вопросы, стоит зайти на официальный ресурс изготовителя. Там изложена вся необходимая информация о линейках и маркировочных кодах.

Эксперты советуют ставить на ТС такую резину, чтобы следующие характеристики были идентичными на всех четырех колесах:

  • размер;
  • конструкция;
  • модель;
  • изготовитель.

В противном случае в сложных обстоятельствах колеса будут вести себя по-разному и абсолютно непредсказуемо для водителя, что приведет к потере управляемости.

Ни в коем случае нельзя допускать следующих вариантов:

  • впереди – низкопрофильная резина, сзади – высокий профиль;
  • шиповка спереди + «липучка» или «всесезонка» сзади;
  • комбинирование «лысой» и новой резины.

Перечисленные обстоятельства увеличивают аварийность ТС в несколько раз. Особенно повышается этот риск в холодный и снежный период, когда ухудшается сцепление с трассой. И от качества резины напрямую зависят жизни водителя и его пассажиров.

Производитель закладывает в каждое обозначение, выбитое на колесах, свой смысл. Часть обозначений идентична, так как входит в типологию единой системы. Другая часть кодировок имеет уникальное значение и свойственное только тому или иному изготовителю. В любом случае перед покупкой комплекта необходимо тщательно изучить все символы и провести их расшифровку.

Оцените статью
Автомобильный портал
Добавить комментарий