Большинство фар сделаны из синтетического полимера – поликарбоната – аналога натурального стекла, дорогого и хрупкого.
Поликарбонат получил большое распространение в автосветотехнике, но один из его главных недостатков – помутнение и пожелтение со временем. И не стоит забывать – состояние головной оптики автомобиля — это аспект не только внешнего вида.
Если фары покрылись слоем грязи и помутнели, то свет хуже рассеивается и становится более тусклым. Это сказывается на комфорте и безопасности движения в целом. Поэтому важно регулярно полировать оптику автомобиля, дабы избежать негативных последствий.
Причины помутнения
Причина первая, не самая очевидная – солнечный свет, а именно ультрафиолет. Долгое воздействие солнечного света точно приведёт к помутнению поликарбоната, который постепенно перестанет быть прозрачным.
Ультрафиолетовое излучение, кроме того, запускает процессы, в результате которых материал становится хрупким и непрочным.
Уже через два-три года эксплуатации и активного использования такой деградировавший поликарбонат может развалиться на куски, не выдержав ни града, ни простого обильного дождя или ветра. Эта особенность поликарбоната заставила производителей разрабатывать технологии УФ-защиты материала.
До применения п.-к. в автосветотехнике его использовали в остеклении теплиц, и менять каждые два года его было нецелесообразно и невыгодно. Были разработаны меры по защите материала от губительного света – распыление защитного слоя, добавление стабилизаторов ультрафиолета в гранулы и экструзия.
Причина вторая, более очевидная для автолюбителя – развитие дефекта защитного слоя в результате воздействия щебня, песка, гравия и пыли. Появляются мелкие царапины и сколы, влияющие на проходимость света.
Причина третья, внутренние загрязнения из-за разгерметизации. Вероятно, автомобиль форсировал водную преграду или фары некачественные.
С треснутой и некачественной светотехникой бороться особого смысла нет, но если оптика качественная и дорогая – стоит прочистить фару изнутри. Случается это в основном с противотуманными фарами, но и иногда с основными.
Чем полировать помутневшие фары
Если автовладелец решил, что справится с такой задачей сам, то у него есть несколько действенных способов устранить недостатки оптики. Каждый имеет свою эффективность и цену, и часто по соотношению стоимости к результату полировка своими руками превосходит услуги автосервиса.
Наждачная бумага
Достаточно грубый способ, но часто устраняет проблемы – сколы, трещины и мутные жёлтые пятна.
Что понадобится:
- 1) вода;
- 2) жидкое мыло, автошампунь, средство с 5-15% ПАВ;
- 3) два или более вида наждачной бумаги – мелко- и крупнозернистая. Стоит заметить, что индекс зернистости должен варьироваться от P1000 до P (ГОСТ Р 52381-2005 «Маркировка абразивной бумаги и шлифовальных кругов»);
- 4) фен, чтобы высушить фару;
- 5) защитный качественный полироль – 700-1000 рублей;
- 6) сухая салфетка.
Порядок полирования: приготовьте мыльный раствор – на 1 часть жидкого мыла 10 частей кипяченой воды. Намочите раствором и фару, и крупнозернистую бумагу (меньшее число индекса зернистости). Круговыми движениями начните обработку, нажимайте на материал несильно, а вполсилы.
По мере необходимости смачивайте фару и салфетку. Как начнут исчезать более крупные пятна и царапины – переходите на менее зернистую бумагу. Последнюю зачистку проведите самой мелкозернистой наждачкой. Сполосните фару обычной водой из-под крана, просушите салфеткой или феном. Как высохнет – можно наносить защитный полироль.
Стоимость такой процедуры часто не превышает 1000 рублей и не занимает много времени – не более получаса. Применять «наждачную» полировку не рекомендуется чаще, чем один раз в два года.
Полироли – однокомпонентные и двукомпонентные
Средства автомобильной косметики при правильном выборе и грамотном использовании восстановят фары. После обработки убитые мутные фары будут выглядеть как новые стеклянные.
Разделить условно полироли можно на два типа по составу – однокомпонентные и двукомпонентные и на два типа по методу действия — с матирующим действием (полироли этой разновидности используются для восстановления прозрачности стекла, которое получило незначительные повреждения) и с эффектом лакировки (такие средства советуются при обнаружении на поверхностях глубоких царапин или серьезных повреждений заводского защитного покрытия).
Как выбрать: необходимость учесть материал фары – стекло или «пластик», степень повреждения – если только начинают появляться пятна и мутные участки на оптике и лень проводить двухступенчатую обработку, можно выбрать однокомпонентные средства.
Со стеклом, конечно, нужно быть аккуратнее – лучше не затрагивать тему домашней обработки стеклянных фар вообще. А с поликарбонатом можно обойтись без автосервиса и сэкономить средства.
Полировальные средства могут иметь основу разного вида – жидкого или твёрдого. В первом случае — это водная основа на базе масла и спирта. На твердой основе полировальные средства обладают более высокой абразивностью, так как содержат пыль алмазную, кварцевую или корундовую.
Это и есть главный критерий, помимо стоимости, на который нужно опираться, чтобы выбрать верный полировальный материал. На стеклянной фаре не каждая твердая частица оставит след, и помутнение с ухудшением светопропускной способности обусловлено загрязнением (пыль, грязь, инсекты), следовательно кроме полироли вам ничего не понадобится.
Алмазные пасты и суспензии для полирования
Алмазная абразивная паста – это быстрый способ навести блеск на металлах, стекле и пластике. Чаще она применяется для обработки мягких металлов, но можно использовать и для стеклянных фар.
Именно для них автолюбители рекомендуют использовать универсальные алмазные пасты на водорастворимой основе или НВМХ.
Качественное улучшение при «алмазной» обработке будет видно сразу – до 100 люкс и подарит автомобилю презентабельность, что важно при предпродажном осмотре – у него будет эффект «блеска горящих глаз»
Алмазные пасты делятся по характеристикам на разные типы: по применению – универсальные и для определенных материалов: пластика, стекла и так далее; по признаку размера алмазного порошка – порошок или микропорошок; по типу смываемости – водные и органические.
Что понадобится:
- 1) Паста;
- 2) Шлифовальная машинка или дрель;
- 3) Чистые салфетки или тряпки;
- 4) Шлифовальные круги разной степени зернистости;
- 5) Вода.
Стоит заметить, что при отсутствии шлифовальной машинки можно использовать обычную болгарку или дрель с регулировкой скорости. Рекомендуемая – не более полторы тысячи оборотов в минуту, иначе «пластик» начнёт нагреваться и только сильнее мутнеть.
Порядок полирования: для начала необходимо защитить прилегающие к фаре материалы: пластик, металл заклеивают скотчем или малярной бумагой для недопущения попадания абразива на материал и его порчи.
Нужно особо тщательно следить за тем, что паста не попадает на резину и металл – она крайне враждебна к нему. Можно фару и демонтировать, но если сил и времени нет – делается всё в корпусе машины. После – помыть фару. «Алмаз» напрочь не терпит грязных поверхностей.
Следом начинается процесс шлифовки. Точно так же, как и с наждачной бумагой, переходят от наиболее крупнозернистого круга к менее зернистому. Такой приём, кстати, используется и при применении Абралона.
Скорость шлифовальной машины – средняя, и круги постоянно смачиваются водой – всё это дабы не допустить перегрева поверхности. Получив идеальную поверхность,
фару следует высушить и взять новый круг, повторяя процесс, пока не закончится расходный материал. В конце по желанию можно нанести защитный полироль, чтобы закрепить эффект.
Внимание! Притирами для алмазной пасты может быть даже войлок, кожа, мех и дерево, но важно соблюдать несколько правил:
- 1) Притир должен быть диэлектриком;
- 2) Притир обязательно обязан быть не твёрже обрабатываемой поверхности.
Зубная паста
Дёшево и сердито. Используется, как и любое другое непрофессиональное средство для полировки, исключительно на ранних стадиях деградации поликарбоната. В ней есть абразивно-полирующие материалы, что составляют более половины её общего состава.
Обусловлено добавление абразива минерализацией зубного налёта, который позже превращается в зубной камень. Методика применения несложна.
Что понадобится:
- 1) вода;
- 2) жидкое мыло, автошампунь, средство с 5-15% ПАВ;
- 3) зубная паста;
- 4) защитный качественный полироль – 700-1000 рублей;
- 5) сухая салфетка;
- 6) клейкая лента, чтобы защитить детали, прилежащие к фаре.
Порядок полирования: Все прилежащие детали защитите. Если для этого применяется клейкая лента – смажьте «изнанку» растительным маслом, дабы лакокрасочный слой не повредился при снятии ленты. Фары нужно помыть, удалить лишнюю грязь и пыль – достаточно протереть их мокрой губкой с моющим средством.
После подготовки оптики зубную пасту нанесите ровным слоем на поверхность колпака и дайте ей засохнуть на 2 минуты, далее начинайте ровными кругами полировать фару. Повторите это несколько раз, пока не почувствуете разницу. Нанесите защитный полироль.
Наиболее популярные производители
- 1) Зубные пасты для полировки. Хоть и производители паст не догадываются, как применяется паста помимо чистки зубов, но выбрать подходящую будет довольно просто. Главное не брать слишком дешевую и некачественную. Любая другая – подойдёт. В составе гарантированно будет абразивный материал.
- 2) Среди производителей полиролей для фар можно выделить следующие марки – двукомпонентные Doctor Wax, однокомпонентные Meguiar’s, дающие превосходный результат при ручной обработке, Abro, в состав которого входит керосин, но применяющийся только в случае с поликарбонатами и NANOX
- 3) Промышленность по производству алмазных паст в странах СНГ сохранилась очень хорошо. Крупный производитель PDT Tools (Poltava Diamont Tools) предлагает абразивы для полировки и доводки разного типа и основы – жидкие и твёрдые, что смешиваются с водой перед применением. Продаются они в виде шприцов или тюбиков, наполненных разноцветной субстанцией – для каждого цвета своя толщина камня (максимально – 3 микрона, для самых глубоких трещин и царапин) или баночек с твёрдым материалом.
Как правильно отполировать пластиковые фары
Из выше названных методов полировки поликарбонатной оптики только «алмазный» неэффективен. Остальные, «наждачный», «полировальный» и «зубной», вполне могут заменить похожие услуги автосервиса. Необходимо запомнить несколько важных правил:
- 1) Следить за нагревом поверхности и сильно не разгонять шлифовальную машину;
- 2) Промывать фару перед обраткой;
- 3) Наносить защитный гель-полироль, чтобы закрепить результат;
- 4) Защищать пластик и резину автомобиля, дабы избежать пагубного воздействия абразивного материала;
- 5) Не использовать абразив «на сухую».
Вопросы и ответы
Захар Парменов (Смоленская область, с. Грязевое, Россия)
Вопрос: купил алмазную пасту с маркировкой АСМ 1\0 ВО. Что это может значить?
Ответ: у алмазных паст есть своя система маркировки. АСМ обозначает присутствие в составе синтетического алмаза, не тот, что добывают в шахтах. 1\0 – показатель зернистости. При повышенном содержании алмаза (буква В) в одном кг пасты будет 500 карат алмазов. Такая паста пригодится для предварительного полирования стекла фары.